понедельник, 25 мая 2020 г.

«Лунная соната» великого Бетховена

  
        К 250- летию со дня рождения Людвига ван Бетховена (1770-1827), великого немецкого композитора, пианиста и дирижера.


Когда играют Лунную сонату
   Кометы замедляют свой полёт,
    По кромке ночи розовой куда-то
 Мелодия волшебная плывёт...

В обширном репертуаре мировой музыкальной классики трудно, пожалуй, найти более известное и всеми любимое сочинение, чем Лунная соната Людвига ван Бетховена. Не надо быть музыкантом и даже большим любителем классической музыки, чтобы, услышав ее первые звуки, мгновенно узнать и с легкостью назвать и произведение, и автора. Однако сам композитор никакого названия этой сонате для фортепиано № 14 до-диез минор не давал. Спустя 5 лет после смерти Бетховена поэт и критик Людвиг Рельштаб сравнил первую часть сонаты с «лунным светом над Фирвальдштетским озером», а затем эпитет «Лунная» закрепился за всем произведением.
  Соната посвящена 18-летней Джульетте Гвиччарди, которой Бетховен в 1801 году давал уроки музыки. Композитор был влюблён в юную графиню и хотел на ней жениться. В марте 1802 года соната № 14 — с посвящением Джульетте — была опубликована в Бонне, хотя девушка оказывала явное предпочтение композитору Венцелю Галенбергу и, в итоге, вышла за него замуж.
Тоска неразделённой любви, мука потери слуха, страдания, гнев, все эмоции жизни — всё это выразил Бетховен в «Лунной» сонате.
   Соната имеет подзаголовок «в духе фантазии» (итал. quasi una fantasia), поскольку в ней нарушена традиционная последовательность частей «быстро-медленно-[быстро]-быстро». Вместо этого, соната развивается от медленной первой части к бурному финалу.
Первая часть – лирическая, она полностью сосредоточена на чувствах и мыслях композитора. Но эта лирика не светлая, а слегка подернута скорбью. Может быть, это размышления композитора о своих несбывшихся чувствах? Мы словно на мгновение погружаемся в мир мечты другого человека.
  Однако скорбная отрешенность первой части – это лишь временное состояние. Невероятно интенсивное гармоническое движение, обновление самой мелодии говорит об активной внутренней жизни. Разве может Бетховен так долго находиться в состоянии скорби и предаваться воспоминаниям? Мятежный дух должен еще дать о себе знать и выплеснуть все бушующие чувства наружу.
   Следующая часть достаточно небольшая и построена на легких интонациях, а также игре света и тени. Что скрывается за этой музыкой? Возможно, композитор хотел рассказать о тех переменах, которые произошли в его жизни благодаря знакомству с прекрасной девушкой. Без сомнений, в этот период – настоящей влюбленности, искренней и светлой, композитор был счастлив. Вот только счастье это длилось совсем недолго, ведь вторая часть сонаты воспринимается, как небольшая передышка, чтобы усилить эффект финала, ворвавшегося со всей своей бурей чувств.
Именно в финале - невероятно высокий накал эмоций. Конечно же, никаких страданий и скорби тут уже нет. Это взрыв гнева, который закрывает собой все другие эмоции и чувства. Лишь в самом конце, вся пережитая драма отодвигается вглубь невероятным усилием воли. И это уже похоже на самого Бетховена! В стремительном, страстном порыве проносятся грозные, жалобные, взволнованные интонации. В этих звуках – возвращение к жизни!
Выдающийся музыкант и искусствовед Михаил Казиник назвал Лунную сонату первым и единственным погребальным маршем любви, в котором хоронят не тело, хоронят чувства. В истории искусства этот шедевр стал одним из лучших примеров того, как из страдания может родиться прекрасное. И Музыка, как часть культуры, это ещё одно доказательство бессмертия, возрождения, отрицания смерти как таковой.
Давайте послушаем бессмертную «Лунную сонату» великого Бетховена и испытаем те потрясающие чувства, которые дарит нам эта волнующая, заставляющая к себе возвращаться, музыка.




Комментариев нет:

Отправить комментарий

  Виставка-реквієм «Біда забрала в мене щастя радіти теплому дощу…» (До Дня Чорнобильської трагедії. -- (26.04.1986) 26 квітня − День Чорно...